Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
 
Администрация Краснокутского сельского поселения Октябрьского района
 
На главную
 
 
346462, Ростовская область, Октябрьский район, хутор Красный Кут, ул. Калинина, 1А
 
Тел: (86360) 3-33-21
 
 

А знаете ли вы?
За период 2012 года в Краснокутском сельском поселении зарегристрировано по месту жительства граждан 241 человек и снято с регистрационного учета 187 человек.
На главную
Карта сайта
Обратная связь

Порядок обжалования муниципальных правовых актов.

26.12.2014

Порядок обжалования муниципальных правовых актов.

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по во-просам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.


    Согласно Устава муниципального образования «Краснокутское сельское поселение»  в систему муниципальных правовых актов входят:
1) Устав муниципального образования «Краснокутское сельское поселение», правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов Краснокутское сельского по-селения;
3) правовые акты Администрации Краснокутского сельского поселения, правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом;
4) правовые акты Главы Краснокутского сельского поселения.

    Порядок обжалования муниципальных правовых актов и действий (бездействий) орга-нов местного самоуправления в суд предусмотрен главами 24-25 Гражданского процессу-ального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и главами 23-24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

    Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установлен-ном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или долж-ностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Россий-ской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправле-ния или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.

   Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

    К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспари-ваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массо-вой информации и когда опубликован этот акт.
   Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавли-вает действие оспариваемого нормативного правового акта.

   Согласно ст. 252 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта рас-сматривается судом в течение месяца.
   Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федераль-ному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-скую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

   Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

   Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование (в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме), если они не были обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

   Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, та-кое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публи-куются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица.

   В соответствии со ст. ст. 254 – 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу, муници-пальному служащему.

   Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального слу-жащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизвод-ства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в ре-зультате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привле-чен к ответственности.

   Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.Заявление рассматривается судом в течение десяти дней.
  

    Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответ-ствующего органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального слу-жащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

   Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководи-телю органа местного самоуправления, должностному лицу, муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых бы-ли оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

   В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
   Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего и пра-ва либо свободы гражданина не были нарушены.

    Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные ин-тересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассмат-риваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотрен-ным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23.

    Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

    Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 № 182-О положения статьи 192 АПК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 5 статьи 195 АПК РФ - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитраж-ного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

     Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.
    В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспаривае-мом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспа-риваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные по-ложения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.
    К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

    Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным со-ставом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

    Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судеб-ного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

    Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представите-лей органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспа-риваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

    Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для нало-жения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 АПК РФ.

    При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного по-ложения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, феде-ральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-скую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
   Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

   Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституци-онному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих пол-номочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основа-нием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

   В случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основа-ниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.
   Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспа-ривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению ар-битражным судом дела по существу.

   По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбит-ражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положе-ний не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта всту-пает в законную силу немедленно после его принятия.

   Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу. Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его при-нятия, направляются лицам, участвующим в деле.

   Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступ-ления в законную силу.

   Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нор-мативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания органов местного самоуправления, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необхо-димости в иных изданиях.
Обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных право-вых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненорма-тивный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными рассматриваются в арбитражном суде.
Согласно ст. 199 АПК РФ Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмот-ренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ (форма и со-держание искового заявления).

В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совер-шили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения дей-ствий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соот-ветствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ (документы, прилага-емые к исковому заявлению), а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

   По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспаривае-мого акта, решения.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответ-ствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Срок может быть продлен председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (ст. 200 АПК РФ).

   В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый не-нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному норматив-ному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпри-нимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании не-нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) неза-конными.

   В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении за-явленного требования.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

   Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненорма-тивного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положе-ния не подлежат применению.Порядок обжалования муниципальных правовых актов.

    В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по во-просам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

    Согласно Устава муниципального образования «Краснокутское сельское поселение»  в систему муниципальных правовых актов входят:
1) Устав муниципального образования «Краснокутское сельское поселение», правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов Краснокутское сельского по-селения;
3) правовые акты Администрации Краснокутского сельского поселения, правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом;
4) правовые акты Главы Краснокутского сельского поселения.

    Порядок обжалования муниципальных правовых актов и действий (бездействий) орга-нов местного самоуправления в суд предусмотрен главами 24-25 Гражданского процессу-ального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и главами 23-24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

    Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установлен-ном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или долж-ностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Россий-ской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

    Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправле-ния или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
   Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требо-ваниям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

    К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспари-ваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массо-вой информации и когда опубликован этот акт.
   Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавли-вает действие оспариваемого нормативного правового акта.

   Согласно ст. 252 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта рас-сматривается судом в течение месяца.
   Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федераль-ному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-скую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

   Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
   Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование (в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме), если они не были обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

   Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, та-кое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публи-куются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица.

   В соответствии со ст. ст. 254 – 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу, муници-пальному служащему.

   Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального слу-жащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в ре-зультате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привле-чен к ответственности.

   Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявление рассматривается судом в течение десяти дней.
   Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответ-ствующего органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального слу-жащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

   Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководи-телю органа местного самоуправления, должностному лицу, муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых бы-ли оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

   В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
   Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего и пра-ва либо свободы гражданина не были нарушены.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассмат-риваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотрен-ным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23.

    Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
    Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 № 182-О положения статьи 192 АПК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 5 статьи 195 АПК РФ - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.
Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответ-ствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

    В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспаривае-мом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспа-риваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные по-ложения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.

    К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.
    Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным со-ставом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

    Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судеб-ного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представите-лей органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспа-риваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для нало-жения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 АПК РФ.

    При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного по-ложения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, феде-ральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-скую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
   Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

   Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституци-онному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

   В случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

   Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспа-ривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования орга-ном или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению ар-битражным судом дела по существу.

   По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбит-ражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положе-ний не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта всту-пает в законную силу немедленно после его принятия.

   Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
    Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его при-нятия, направляются лицам, участвующим в деле.
   Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступ-ления в законную силу.

   Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нор-мативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания ор-ганов местного самоуправления, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подле-жит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публи-куется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необхо-димости в иных изданиях.
Обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными рассматриваются в арбитражном суде.
Согласно ст. 199 АПК РФ Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмот-ренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ (форма и со-держание искового заявления).

В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совер-шили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения дей-ствий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соот-ветствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ (документы, прилага-емые к исковому заявлению), а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

   По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспаривае-мого акта, решения.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответ-ствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Срок может быть продлен председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (ст. 200 АПК РФ).

   В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый не-нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному норматив-ному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпри-нимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании не-нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) неза-конными.

   В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении за-явленного требования.
     Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

   Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненорма-тивного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положе-ния не подлежат применению.Порядок обжалования муниципальных правовых актов
    В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по во-просам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

    Согласно Устава муниципального образования «Краснокутское сельское поселение»  в систему муниципальных правовых актов входят:
1) Устав муниципального образования «Краснокутское сельское поселение», правовые акты, принятые на местном референдуме;
2) нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов Краснокутское сельского по-селения;
3) правовые акты Администрации Краснокутского сельского поселения, правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом;
4) правовые акты Главы Краснокутского сельского поселения.

    Порядок обжалования муниципальных правовых актов и действий (бездействий) орга-нов местного самоуправления в суд предусмотрен главами 24-25 Гражданского процессу-ального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и главами 23-24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
    Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установлен-ном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или долж-ностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Россий-ской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

    Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа местного самоуправле-ния или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
   Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требо-ваниям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, и содержать дополнительно данные о наименовании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.

    К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспари-ваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массо-вой информации и когда опубликован этот акт.
   Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавли-вает действие оспариваемого нормативного правового акта.
   Согласно ст. 252 ГПК РФ заявление об оспаривании нормативного правового акта рас-сматривается судом в течение месяца.

    Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федераль-ному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-скую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
   Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

   Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование (в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме), если они не были обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

   Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, та-кое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публи-куются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления или должностного лица.
   В соответствии со ст. ст. 254 – 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу, муници-пальному служащему.

   Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального слу-жащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизвод-ства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в ре-зультате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
3) на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.


   Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявление рассматривается судом в течение десяти дней.
   Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответ-ствующего органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального слу-жащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
   Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководи-телю органа местного самоуправления, должностному лицу, муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых бы-ли оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
   В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

   Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассмат-риваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотрен-ным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 23.
    Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
    Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 № 182-О положения статьи 192 АПК РФ во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 5 статьи 195 АПК РФ - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитраж-ного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

    Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбит-ражный суд, если федеральным законом не установлено иное.
Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответ-ствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

    В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспаривае-мом нормативном правовом акте;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспа-риваемым актом или его отдельными положениями;
4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные по-ложения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.
    К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

    Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным со-ставом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
    Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судеб-ного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

      Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представите-лей органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспа-риваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.
       Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для нало-жения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 АПК РФ.

    При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного по-ложения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, феде-ральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридиче-скую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
   Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

   Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституци-онному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих пол-номочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основа-нием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
   В случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

   Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспа-ривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования орга-ном или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению ар-битражным судом дела по существу.
   По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбит-ражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положе-ний не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта всту-пает в законную силу немедленно после его принятия.

   Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
     Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его при-нятия, направляются лицам, участвующим в деле.

   Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступ-ления в законную силу.

   Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нор-мативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания ор-ганов местного самоуправления, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подле-жит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публи-куется в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необхо-димости в иных изданиях.
Обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц.

    В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных право-вых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненорма-тивный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными рассматриваются в арбитражном суде.
Согласно ст. 199 АПК РФ Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмот-ренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ (форма и со-держание искового заявления).

В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совер-шили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения дей-ствий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соот-ветствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ (документы, прилага-емые к исковому заявлению), а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

   По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспаривае-мого акта, решения.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответ-ствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Срок может быть продлен председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса (ст. 200 АПК РФ).

   В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый не-нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному норматив-ному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпри-нимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании не-нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) неза-конными.
   В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении за-явленного требования.

     Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
   Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненорма-тивного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.